ЧТО ТАКОЕ "ДИСЛАЛИЯ"?
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) —
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25—30% детей дошкольного возраста (5—6 лет), у 17—20% детей школьного возраста (I— II классы). У учащихся более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1 %. Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.Читать дальше. Роль родителей в преодолении речевых нарушений
Уровень
развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают
сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень
влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи
ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с
работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится
сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас
результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные
вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их
ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей
жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова
же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать,
что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления
необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой
родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит
дома с близкими ему людьми.
Родители
должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать
ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво
исправлять неправильное произношение;
- не заострять
внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять
позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами
родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке
не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности
речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными
положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий,
служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях
восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять
и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого
аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны
понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости
неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня
понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной
постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения
заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием
родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией
активного действия.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Таким образом, исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий