Лексика и грамматический строй

             

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: "ОВОЩИ"

ИГРА «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ КАЧЕСТВ».

Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...



                            Игры по лексической теме "Осень"

Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)

Ребята давайте расскажем, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)

Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку  и спрашивает у детей:

-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)

--Салат из капусты, какой салат? ( капустный)

--Салат из моркови, какой салат? ( морковный)

--Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..

--Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и.т.п.

Игры по лексической теме "Насекомые"


Игра «Чьи лапки, чья голова?»

(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)

У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)

У комара? (комариные лапки, комариная голова)

У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)

У осы? (осиные лапки, осиная голова)

У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)

Игра «Подбери словечко»

(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки)

Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…

Кузнечик - …

Пчела - …

Комар - …

Божья коровка - …

Упражнение  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. По теме "Перелетные птицы".


крыло – крылышко       крылья – крылышки          птенец – птенчик

перо – перышко           голова – головка              шея – шейка    

ноги – ножки               лапы – лапки                   клюв – клювик 

глаз – глазик               глаза – глазки,                 птенец – птенчик

хвост – хвостик     гнездо – гнездышко          кукушка – кукушечка


Игра по лексической теме "Одежда"

  Игра “Спрошу – ответь” 

Вопросы:

  • Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
  • Ткань из шерсти, какая? – (шерстяная) пиджак? (шерстяной)
  • Ткань из трикотажа, какая?  – (трикотажная) платье? (трикотажное)
  • Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
  • Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
  • Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
  • Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).

- Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (разную по принадлежности)

- Как она называется? (мужская, женская, детская)

- Как называется одежда, которую мы носим (дома, в гостях, на работе, на физкультуре? - Разная по назначению (праздничная, рабочая, спортивная)

- Как называется одежда которую мы носим летом? (летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, майка, платье, юбка, сарафан)

-Как называется одежда которую мы носим зимой (зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (шуба, пальто, меховая куртка, шапка)

- Как называется одежда которую мы носим осенью, весной (осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной («деми» - между сезонами) – Разная по сезону.

- Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, брюки, колготки, кофта)

Упражнения по лексической теме "Животные жарких и холодных стран"

Образование сложных слов-прилагательных

Логопед: Ребята, давайте вместе с вами скажем о животных, какие они.

(логопед обращается ко всем, а затем к каждому ребёнку)

-Если у медведя толстые лапы, какой он? Давайте на одну ладошку положим слово толстые, а на другую лапы. Если соединить ладошки, то получится слово толстолапый.

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Детеныши животных

А теперь нужно назвать детёнышей животных.

Белый медведь - медвежонок

Полярный волк – волчонок

Олень – оленёнок

Морж – моржонок

Тюлень – тюленёнок или белёк

Игра «Чей? Чьё? Чья? Чьи?»

Посмотрите на животных. Как мы можем сказать:

У медведя голова чья? (медвежья)

У тюленя ласты чьи? (тюленьи)

У волка лапы чьи? (волчьи)

У оленя рога чьи? (оленьи)

Образование сложных слов-прилагательных

Логопед: Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)

-У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)

-У слона большие уши, какой он? (большеухий)

-У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)

-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)

-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Обучение грамоте: "Звуки [г],[г'], буква Г"