ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: "ОВОЩИ"
ИГРА «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ КАЧЕСТВ».
Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...
Игры по лексической теме "Осень"
Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)
Ребята давайте расскажем, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)
Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:
-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)
--Салат из капусты, какой салат? ( капустный)
--Салат из моркови, какой салат? ( морковный)
--Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..
--Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и.т.п.
Игры по лексической теме "Насекомые"
Игра «Чьи лапки, чья голова?»
(На столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Дети по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Игра «Подбери словечко»
(Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют слова-признаки)
Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик - …
Пчела - …
Комар - …
Божья коровка - …
Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. По теме "Перелетные птицы".
крыло – крылышко крылья – крылышки птенец – птенчик
перо – перышко голова – головка шея – шейка
ноги – ножки лапы – лапки клюв – клювик
глаз – глазик глаза – глазки, птенец – птенчик
хвост – хвостик гнездо – гнездышко кукушка – кукушечка
Игра по лексической теме "Одежда"
Игра “Спрошу – ответь”
Вопросы:
- Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
- Ткань из шерсти, какая? – (шерстяная) пиджак? (шерстяной)
- Ткань из трикотажа, какая? – (трикотажная) платье? (трикотажное)
- Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
- Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
- Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
- Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).
- Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (разную по принадлежности)
- Как она называется? (мужская, женская, детская)
- Как называется одежда, которую мы носим (дома, в гостях, на работе, на физкультуре? - Разная по назначению (праздничная, рабочая, спортивная)
- Как называется одежда которую мы носим летом? (летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, майка, платье, юбка, сарафан)
-Как называется одежда которую мы носим зимой (зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (шуба, пальто, меховая куртка, шапка)
- Как называется одежда которую мы носим осенью, весной (осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной («деми» - между сезонами) – Разная по сезону.
- Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, брюки, колготки, кофта)
Упражнения по лексической теме "Животные жарких и холодных стран"
Образование сложных слов-прилагательных
Логопед: Ребята, давайте вместе с вами скажем о животных, какие они.
(логопед обращается ко всем, а затем к каждому ребёнку)
-Если у медведя толстые лапы, какой он? Давайте на одну ладошку положим слово толстые, а на другую лапы. Если соединить ладошки, то получится слово толстолапый.
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
Детеныши животных
А теперь нужно назвать детёнышей животных.
Белый медведь - медвежонок
Полярный волк – волчонок
Олень – оленёнок
Морж – моржонок
Тюлень – тюленёнок или белёк
Игра «Чей? Чьё? Чья? Чьи?»
Посмотрите на животных. Как мы можем сказать:
У медведя голова чья? (медвежья)
У тюленя ласты чьи? (тюленьи)
У волка лапы чьи? (волчьи)
У оленя рога чьи? (оленьи)
Образование сложных слов-прилагательных
Логопед: Если у крокодила короткие лапы, какой он? (коротколапый)
-У верблюда два горба, какой он? (Двугорбый)
-У слона большие уши, какой он? (большеухий)
-У жирафа длинные ноги, какой он? (длинноногий)
-У льва длинная грива, какой он? (длинногривый)
-У тигра острые зубы, какой он? (острозубый)
Комментариев нет:
Отправить комментарий